Актуальностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивного направления заключается в том, что в настоящее время наблюдается интерес подрастающего поколения к различным видам спорта.
Государственными организациями, ответственными за здоровье нации, отмечается значительное снижение уровня физической и психической подготовленности подрастающего поколения к полноценной жизни.
Система дополнительного образования детей позволяет привлечь квалифицированных специалистов в области физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания, строящих свою работу с обучающимися на основе занятий в образовательном учреждении или по избранному виду спорта.
Физкультурно-спортивное направление является одним из важных направлений дополнительного образования. Здесь особое значение придаётся повышению уровня физического развития обучающихся, создания положительной мотивации к здоровому образу жизни.Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивного направления сконцентрирована на укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни, двигательных умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, морально-волевых качеств, саморазвитие личности.
Каждый вид спорта предъявляет свои требования к физическим данным и внешним параметрам детей, к возрасту, в котором можно начинать занятия данным видом спорта. Поэтому не все дети, желающие заниматься волейболом, могут быть зачислены в учебные группы спортивной школы. Да и многие родители не стремятся к достижению высоких спортивных результатов их детьми, считая самым главным физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Данная программа направлена на решение задач физического развития ребёнка и совершенствование его двигательных качеств и способностей, таких как сила, ловкость, быстрота, координация движений. Даёт возможность освоить элементы волейбола, являющиеся основой для дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта.
Потребность детей и подростков в активных движениях полностью удовлетворяются на занятиях по данной программе и помогают сформировать физически развитого и полноценного человека.
Данная программа является основным документом, ориентирующим педагога на работу в спортивно-оздоровительных группах.
Программа предусматривает обучение детей с 8-17 лет, не прошедших отбор в спортивную школу по физическим данным или внешним параметрам. Либо обучение подростков, которые не могут быть зачислены в спортивную школу по возрасту. К занятиям допускается любой ребёнок или подросток не зависимо от уровня физической подготовки, при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям, личного желания ребёнка и его родителей (законных представителей).Состав учащихся в группе непостоянный (может изменяться в течение года, так как принимать в такие группы можно в любое время по желанию родителя, законного представителя ребёнка), разновозрастной.
Группы рекомендуется формировать из детей примерно одного возраста с разницей в возрасте не более 3 лет.
Занятия проводятся строго по нормативам, рекомендованным возрастным группам, с учётом состояния здоровья обучающихся.Зачисление обучающихся в группы секции «Волейбол» МАОУ СОШ №1 производится приказом директора на основании:
– заявления родителей (законных представителей);
– сведения о номере сертификата дополнительного образования;
– медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
Наполняемость группы 15 человек. Занятия проводятся три раза в неделю. Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 6 час/нед.
Данная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья № 2;
- Примерной программой спортивной подготовки для ДЮСШ Волейбол (этап спортивно-оздоровительный). – М.6 Советский спорт, 2012 г.
- Приказом № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 09.11.16 пункт 9;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФот 04.09.14 № 1726-р);
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.14 № 41 (об утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ОО ДО детей»;
- Письма Минобрнауки РФ Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993 г. ст. 43);
- Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»;
- Закон Свердловской области №78-ОЗ от 09.07.2013 г. «Об образовании в Свердловской области» (Закон Свердловской области от 17.12.2014 № 120-ОЗ «О внесении изменений в закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»);
- Концепции о формировании здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области до 2020 года;
- Муниципальных правовых актов.
- Цель и задачи программы
Цель данной программы –развитие основных физических качеств на основе обучения технике волейбола и формирование культуры здоровья личности.
Задачи
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях идома;
- изучить комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью; базовую техникувыбранного вида спорта;
- формировать положительное отношение к спортивной деятельности и навыки здорового образа жизни;
- подготовка к занятиям по дополнительным предпрофессиональным программам.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и
инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формированиеличности ребёнка;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, упорство в достижении желаемых результатов, чувство товарищества, дисциплинированность;
- воспитыватьумения коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, тренировочной и спортивной деятельности.
Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.