Профилактика суицидального поведения

Алгоритм беседы родителей со своими детьми в целях выявления нестабильного психологического состояния, которое может привести к проявлению у ребенка мотивов суицидальной направленности

  1. Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы
    уверены, что подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного
    разговора. Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует
    показать ребенку, он не останется без внимания родителей, и вы готовы
    помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите
    эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего
    партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
    «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай
    обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много
    значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об
    этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя
    понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим
    об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим,
    как это изменить».
  2. Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она
    уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти
    планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального
    кризиса.
  3. Установить последовательность событий, которые привели к
    трудной жизненной ситуации. Прояснить ситуацию и помочь ребенку
    проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние
    ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими
    взаимоотношениями. Если «да», то с какими именно. На протяжении всего
    разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.
  4. Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить,
    каким средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких
    намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он
    думает о суициде, помочь высказаться.
  5. Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень
    суицидального риска ребенка.
  6. Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий
    по преодолению трудной ситуации.
  7. Обратиться за получением квалифицированной помощи к психологу
    или к врачу (психотерапевту, психиатру).
  8. Посещение групповых занятий для повышения психологопедагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
  9. Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в
    проживании трудной жизненной ситуации.
  10. В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями,
    можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона
    доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.При работе по данному алгоритму необходимо помнить 2 основные
    цели:
  • снять остроту психоэмоционального состояния ребёнка;
  • подключить специализированные психологические службы.

Памятка для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних по выявлению признаков суицидального
поведения детей и принятию неотложным мер реагирования.


Подростковый возраст характеризуется как переход от детства к
взрослости. В поведении ребенка можно наблюдать противоречивые
тенденции: уровень притязаний подростка превышает его возможности, а
также реальный социальный статус (подросток начинает требовать, чтобы к
нему относились как к взрослому); чрезвычайная сконцентрированность на
себе и в тоже время способность проявлять альтруизм (бескорыстие),
внимание и чувствительность; с одной стороны, внимание неустойчиво, с
другой стороны – подростки могут сидеть часами, сосредоточившись на том,
что им действительно интересно; особенность эмоционального реагирования
подростков – сравнительная легкость возникновения у них переживаний
эмоциональной напряженности, психологического стресса, способность
бурно и непосредственно выражать свои эмоции, зачастую неумение
сдерживать радость, гнев, замешательство.
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует
целенаправленно, преднамеренно, осознанно.
Суицидальное поведение – любые внутренние или внешние формы
психических актов, определяемые и направляемые представлениями о
лишении себя жизни.
Фазы суицидального поведения:
1. Суицидальные мысли, замыслы.
2. Суицидальные намерения.
3 Суицидальные попытки,
4. Завершенный суицид.
Суицидальное намерение – это присоединение к замыслу решения и
волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к
внешним проявлениям (маркерам).
К факторам суицидального риска несовершеннолетних относятся:
1) макросоциальные факторы: телевидение, интернет, социальное
положение, секты, реклама суицида;
2) личностно-психологические факторы: низкая стрессоустойчивость,
повышенная ранимость, отсутствие навыков конструктивного решения
проблем, низкая самооценка, максимализм, импульсивность, эмоциональная
неустойчивость, агрессивность, депрессивное состояние (особенно со
склонностью к навязчивости), суицидальное поведение в прошлом,
злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, психические
расстройства и заболевания;
3) микросоцнальные факторы: несчастная любовь, конфликты со
сверстниками, принадлежность к субкультуре, конфликты с педагогами,
жестокое обращение и насилие со стороны сверстников или взрослых, смерть
кумира, суицид кумира или знакомого сверстника;
4) семейные факторы: патологическое воспитание в семье, гипоопека и
безнадзорность, авторитарный тип воспитания, отсутствие личной заботы о
ребенке (воспитание бабушками, нянями, другими родственниками), ребенок
– кумир семьи и гиперопека, деструктивные отношения в семье (конфликты,
пьянство, асоциальное поведение), распад семьи, развод родителей, жесткое
обращение и насилие в семье;
5) биологические факторы: наследственная отягощенность по суициду
и/или психическому заболеванию.
Рекомендации родителям
В этот период родителям важно проявлять терпение, понимать
интересы ребенка. Для разрядки эмоционального напряжения нужно научить
подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить
напряженные ситуации. Направить усилия на развитие поисковой активности
подростков, «включать» его в такие виды деятельности (например, в системе
дополнительного образования, внеурочной деятельности), в которых есть
интересные задания. Важно понять, о чем мечтают Ваши дети, обеспечить им
стабильность, безопасность, уверенность в себе, помочь определиться с
возможной профессиональной сферой будущей жизни.
Ситуации, связанные с возможными суицидальными
намерениями, на которые родителям обязательно надо обращать особое
внимание
Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому,
чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных и
любимых увлечений.
Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб
учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не
расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на
всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство с
аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук
и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная
очистка используемых браузеров, корзины. «Зависание» в социальных сетях
в любое время, в том числе, ночью.
Изменение образа жизни. В частности, ребенок уходит из дома, не
поясняя куда, в том числе, вечером и даже ночью.
Проявление «аутоагрессии» – наличие на теле и конечностях ран,
порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить
происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно
оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди
значимых взрослых или сверстников.
Значимые признаки, связанные с возможными суицидальными
намерениями подростка, на которые необходимо обратить внимание
родителям при мониторинге страницы своего ребенка в социальной сети
В своих изображениях, публикуемых на страницах соцсетей, детьми
могут размещаться фотографии проявлений аутоагрессии: самоунижения,
оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до
нанесения себе травм, в частности, и порезов.
Символичными являются сохранение фотографий китов (которые
выбрасываются на берег и, таким образом, добровольно уходят из жизни),
бабочек (которые летят на свет, хотя знают, что это приведет их к
неминуемой гибели), единорогов (смерть едет на единороге в ад), съемки с
высоты, крыш и чердаков.
Следует обратить внимание на круг друзей и подписчиков, изучить
оставленные ребенком комментарии в различных группах.
Зачастую в «статусе» страницы указывается так называемый
«обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»).
Необходимо фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и
продолжительность) ребенком своей страницы в соцсетях.
В процессе беседы родителей с ребенком наличие всех
вышеперечисленных признаков дети чаще всего объясняют тем, что хотели
«разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении
совершить суицид. Родителям необходимо иметь в виду, что суицидальные
попытки совершают и дети из полных благополучных семей, зачастую, с
хорошим достатком и организованным досугом, широким кругом общения.
Получить экстренную бесплатную и квалифицированную психологическую
помощь, наладить доверительные и близкие отношения со своими детьми
поможет обращение за помощью и поддержкой на Телефоны доверия. Опыт
работы Телефонов доверия показывает, что это звонки и тех, кто пока просто
думает о том, как поступить со своей жизнью, для кого проблемы
неразделенной любви, ссоры с родителями или двойки на экзамене кажутся
неразрешимыми, а также родителей, которые беспокоятся за жизнь и
здоровье своих детей.

Читайте также: