АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Адаптированная основная образовательная программа МАОУ СОШ № 1 (далее ― АООП) основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего МАОУ СОШ № 1 (далее АОП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в школе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом их образовательных потребностей на основе рекомендаций ТМППК и запросов участников образовательных отношений.
АООП ООО ТНР предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.
Для обучения по варианту АООП ООО ТНР зачисляются обучающиеся с негрубой недостаточностью полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:
1) нерезко выраженное недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями нерезко выраженного речевого недоразвития являются: недостатки произношения звуков, незначительное сужение словарного запаса и неустойчивое использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации развернутых монологических высказываний, отдельные неустойчивые специфические ошибки при чтении и на письме.
У детей отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой коммуникации).
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом.
АООП ООО ТНР рекомендована для детей с заиканием, проявляющимся в запинках судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.
АООП ООО реализуется на государственном языке Российской Федерации – русский.
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Положение об ЭО и использовании ДОТ при реализации образовательных программ (скачать) (посмотреть)(текст документа)