Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и реализует программу дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.
Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения – это основная задача учителя и кружка юных инспекторов движения.
Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи программы:
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения через закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
- Выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи, грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
- Повысить интерес школьников к велоспорту, практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;
- Воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;
- Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
- Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми;
- Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы;
- Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Возрастной состав обучающихся 10 – 12 лет. Реализация программы рассчитана на один год. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает чередование лекционных и практических занятий, привлечение для проведения занятий самих учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной проблеме.
В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.
В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.