Памятка учителю Конструкт урока или требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Памятка учителю

Конструкт урока или требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

 «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» (К.Д. Ушинский – русский педагог, основоположник научной педагогики в России (19 век).

           

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
  • определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
  • продумать форму подведения итогов урока;
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
           Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. …


Какие требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

•    вывод делают сами обучающиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•    учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым;

•     урок должен иметь результат!!!

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 

Этапы урока:

1.   Организация начала занятий.

2.   Проверка выполнения домашнего задания.

3.   Подготовка к основному этапу занятия (обязательно на

      каждом уроке).

4.   Усвоение новых знаний и способов действий.

5.   Первичная проверка понимания усвоения материала.

6.   Закрепление знаний и способов действий.

7.   Обобщение и систематизация знаний.

8.   Контроль и самопроверка знаний.

9.   Подведение итогов занятия.

10. Рефлексия.

11. Информация о домашнем задании, инструктаж

      по его выполнению.  

 

Современный урок по ФГОС – это

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя 
  • Целеполагание и мотивация учения 
  • Системно-деятельностный подход 
  • Современные средства обучения 
  • Выбор оптимальных средств обучения 
  • Создание условий для саморазвития 
  • Анализ каждого учебного занятия 

«Радость успеха – это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет  на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный  урок     начинается  с учителя… Современный урок – удивление, удовольствие, усилия, успех!