Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной и социально педагогической направленности «Спасатели»

Обучение учащихся «Основам безопасности жизнедеятельности» в составе группы кружка «Спасатели» ориентирован на школьников среднего и старшего звена с 7 – 11 класс.

Работа кружка рассчитана на 68 часов учебного времени и состоит из теоретических и практических занятий, являясь дополнительной подготовкой учащихся к Всероссийскому детско-юношескому движению «Школа безопасности», основываясь на изучении поисково – спасательных видов спорта в разделе «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» общеобразовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности». Материал также охватывает вопросы, горной подготовки спасателей, гражданской защиты, оказанию доврачебной помощи пострадавшим, при изучении разделов по действиям человека в чрезвычайных ситуациях природного техногенного характера.

Основными целями курса является:

* Пропаганда детско-юношеского движения «Школа безопасности»

* Развитее у школьника дополнительных знаний в области военно-спортивного многоборья и гражданской обороны.

* Знакомству с новейшими средствами спасения и самоспасения в чрезвычайных ситуациях, системами скальной подготовки горного туриста, оказанию доврачебной помощи пострадавшим.

* Знакомство с героической профессией Спасателя МЧС с целью профессиональной ориентацией учащихся.

* Обучение основными умениям и навыками поисково-спасательных мероприятий.

* Выявление лучших спортсменов в учреждении для участия в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта и поисково-спасательных соревнованиям.

* Качественное выполнение нормативов гражданской защиты.

* Преемственность учащихся и стремление в достижении спортивных успехов.

Основные задачи объединения

* Активное содействие в развитии ребенка, реализации его способностей, заложенных природой, расширение его технического кругозора.

* Овладение основами умений и навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях и оказание первой помощи пострадавшим в Ч.С..

* Знакомство с достижениями науки и техники в области предупреждения и ликвидации Ч.С.

Анализ причин чрезвычайных ситуаций показывает, что они вызваны отсутствием у детей навыков осторожного поведения, недостаточным контролем со стороны взрослых за поведением детей, а в ряде случаев – неумением правильно и интересно организовать их досуг. Пропаганда безопасного образа жизни среди школьников должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе, поскольку прививает детям навыки осторожного обращения с предметами, системами и безусловное выполнение жестко установленных Правил безопасности. При повседневном настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки и правила со временем перейдут у детей в привычку и сохранятся на всю жизнь, ведь за последствия детских шалостей несут ответственность их родители и воспитатели. Именно поэтому большое значение в организации работы с детьми имеют соблюдение правил безопасности самими родителями и окружением, а также выработка навыков правильного поведения и действий в случае Ч.С..

Одним из эффективных средств снижения уровня детского травматизма является агитационно-пропагандистская и обучающая работа. Во многих странах практикуется такая форма работы, как организация курсов по обучению детей правилам безопасности и приемам самоспасения на базе учебных заведений. Конечно, и в настоящее время невозможно обойтись без примелькавшегося лозунга: “Предупрежден – значит вооружен”.

Обучение осуществляется без полового разграничения, и девочки принимают активное участие при проведении занятий, создавая здоровую конкуренцию юношам. Основным направлением является обучение умениям и навыкам оказанию помощи пострадавшем попавшим в Ч.С., а также наработка практических умений и навыков в работе со спасательными системами и средствами.

Во время кружковых занятий школьники знакомятся с разными способами и видами спасательных работ. Проверяя свои способности, учащиеся соревнуются между собой, зная, что лучшие примут участие в городских соревнованиях, где встретятся со стандартами выполнения нормативов других школ. Навыки, приобретённые в этом курсе, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов в спортивной карьере и любой другой сфере деятельности, учитывая способность концентрации для выполнения поставленных задач. Знание форм и методов тренировок дает возможность к самостоятельным занятиям, с достижением не случайных результатов, а постоянного повышения своего уровня развития. Пропаганда должна быть более действенной и целенаправленной, с этой целью и было создано данное объединение. При составлении программы ставилась цель уйти от репродуктивного обучения (т.е. «Я говорю – ты слушаешь») к инновационному обучению, при котором главное не только получение определенных знаний, но еще и развитее личности ребенка, в первую очередь творческого человека, а не только исполнителя. Обучение в данном случае является развивающим, при котором главное – развитее мышления ребенка, а затем и его внимания, памяти, восприятия и воображения. В данном случае обучение является действенным, так как ведет к развитию личности человека.

Программа составлена как образовательная, т.е. как совокупность учебной программы и досуговой ее части. Главным при этом является самореализация всех способностей, заложенных в ребенке от рождения, достижение им определенного уровня образованности и подготовки.

Досуговая часть включает в себя различные мероприятия по участию в городских соревнованиях и «походах воскресного дня», «Дня защиты детей».

Досуговая часть расширяют возможности детей усвоить учебный материал и применить умения и навыки на практике. Тем самым создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового и совершенствованию полученных умений и навыков в состязательной форме добиваться улучшения результатов. В различных соревнованиях тренируются сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки, тем самым, совершенствуя сознание школьника его физические, моральные и социальные качества в планомерном становлении личности, вырабатывая соответствующие умения и навыки решения экстремальных ситуаций, преобразуя в подсознательную привычку поведения в данных ситуациях.