Областная целевая программа «Наша новая школа»

Ссылка на документ

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Свердловской области

от 11.10.2010 г. №  1472-ПП

«Об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы»

 

Областная целевая программа

«Развитие образования в Свердловской области

(«Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

 
     

 

Раздел 1.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы (далее – Программа) определяется Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. № 926-ПП (Собрание законодательства, 2009, № 8-1, ст. 1044).

Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

В качестве одного из приоритетных направлений развития Свердловской области определено развитие человеческого потенциала, которое обуславливается состоянием системы образования.

Система образования Свердловской области должна быть ориентирована на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование гармоничной, высоконравственной социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности, создание условий для её самореализации личности.

В настоящее время в Свердловской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для её дальнейшего развития, а именно:

1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования;

2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;

3) достигнуты определённые успехи в оптимизации сети учреждений общего и профессионального образования;

4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования.

Решению задач инновационного развития системы образования способствовала реализация приоритетного национального проекта «Образование»:

1) сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей – победителей конкурса в Свердловской области составило 260 человек, объём финансирования – 26 млн. рублей;

2) усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объёме осуществлялись выплаты за классное руководство: из федерального бюджета на эти цели направлено 287,8 млн. рублей, из бюджета Свердловской области – 240,99 млн. рублей;

3) системно осуществлялась поддержка талантливой молодёжи:                754 человекам из категории талантливой молодёжи оказана поддержка на сумму 14,25 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 6,06 млн. рублей, из бюджета Свердловской области – 8,19 млн. рублей;

4) получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях: все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, в 3 раза сократилось количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер (с 31 человека в 2006 году до 10 человек в 2010 году).

Тем не менее анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда Свердловской области;

3) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключённость значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества;

4) крайне неоднородный охват дополнительным и непрерывным образованием в различных муниципальных образованиях Свердловской области;

5) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;

6) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

7) недостаточное использование современных образовательных технологий;

8) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

9) в целом сохраняющийся в системе образования патерналистский характер принятия исполнения решений.

Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов её реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов Свердловской области и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;

3) снижение темпов создания системы непрерывного профессионального образования в области, что негативно скажется на рейтинге Свердловской области, её конкурентоспособности на российском рынке образовательных услуг;

4) рост социальной напряжённости, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;

5) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.

Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

1) с недостатками в управлении Программой;

2) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:

1) мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

2) широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;

3) публичность промежуточных отчётов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

Недостаточный учёт результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведёт к отсутствию их привязки к реальной ситуации.

Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.

Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач Программы могут быть не решены.

В результате не решения стратегической задачи «Модернизация общего образования как института социального развития» будет не реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

В том случае, если не будет решена стратегическая задача «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда» развитие профессионального образования если не остановится, то существенно замедлится, создав тем самым серьёзнее проблемы для инновационной экономики Свердловской области. При этом сама постановка вопроса о развитии человеческого капитала через образование в течение всей жизни потребует резкой мобилизации дополнительных, в том числе и финансовых ресурсов.

Существует также риск того, что не будет решена стратегическая задача «Развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг». Отсутствие понятной общественности системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведёт к устойчивой тенденции снижения качества образования.

Совершенно очевидным является и то, что нерешённость хотя бы одной из стратегических задач Программы приведёт к недостижению ее основной стратегической цели – обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Свердловской области.

 

Раздел 2.

Основные цели и задачи областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы с указанием сроков её реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход её выполнения

 

Основная стратегическая цель Программы – обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Свердловской области.
Стратегическими задачами Программы являются:
1) модернизация общего образования как института социального развития;
2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда;
3) развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.
Сроки реализации Программы – 2011-2015 годы.
Этапы реализации Программы:

I этап – с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (формирование программных комплексных проектов развития образования, реализуемых при участии органов местного самоуправления муниципальных образования в Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, профессионально-педагогического сообщества);

II этап – с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года (разработка и внедрение механизмов новой сети учреждений общего и профессионального образования, моделей управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также определение основных позиций по целям и задачам Программы на следующий период).
Значения целевых индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы, представлены в приложении № 2 к Программе. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении № 7 к настоящей Программе.

 

Раздел 3.

Мероприятия областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

 

Реализация Программы осуществляется программно-целевым методом.

Расходы на капитальные вложения по Программе составят 4 047 623,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2011 году – 647 982,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 781 100,0 тыс.рублей;

в 2013 году – 818 740,0 тыс.рублей;

в 2014 году – 874 944,0 тыс.рублей;

в 2015 году – 924 857,0 тыс.рублей.

Расходы на прочие нужды по Программе составят 438 618,0 тыс.рублей, в том числе:

в 2011 году – 152 018,0 тыс. рублей;

в 2012 году – 67 900,0 тыс.рублей;

в 2013 году – 76 900,0 тыс.рублей;

в 2014 году – 69 900,0 тыс.рублей;

в 2015 году – 71 900,0 тыс.рублей.

План мероприятий по выполнению Программы с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования приведён в приложении № 3 к настоящей Программе. 

Перечень объектов капитального строительства для бюджетных инвестиций представлен в приложении № 5 к настоящей Программе.

Раздел 4.

Ресурсное обеспечение областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

Финансирование Программы осуществляется за счёт средств областного бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объём финансирования Программы составляет 4 486 241,0 тыс. рублей, из них средства, планируемые за счет:

1) областного бюджета – 3 921 961,0 тыс. рублей;

2) местных бюджетов – 560 280,0 тыс. рублей;

3) внебюджетных источников – 4 000,0 тыс. рублей.

Расходы областного бюджета.

Планируемый объём расходов из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на развитие образования в областных государственных образовательных учреждениях, составит 3 361 681,0 тыс. рублей.

Планируемый объём расходов из областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на развитие образования в муниципальных образовательных учреждениях, путём предоставления субсидий местным бюджетам составит 560 280,0 тыс. рублей.

Расходы местных бюджетов.

Планируемый объём расходов из местных бюджетов на реализацию мероприятий Программы по развитию муниципальных общеобразовательных учреждений составит 560 280,0 тыс. рублей.

Участие органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в реализации мероприятий программы предполагается в рамках соглашений, заключаемых исполнительными органами государственной власти Свердловской области – главным распорядителем бюджетных средств и органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для участия в реализации Программы органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области принимают  соответствующие муниципальные целевые программы и предусматривают в местных бюджетах ассигнования на их исполнение.

Внебюджетные источники.

Планируемый объём расходов из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы составит 4 000,0 тыс. рублей.

Внебюджетные средства на финансирование программы предусматриваются за счёт привлечения средств иной приносящей доход деятельности образовательными учреждениями.

Средства из федерального бюджета могут быть привлечены при условии принятия федеральных целевых программ.

Объёмы финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств приведены в приложении № 4 к настоящей Программе.    

Раздел 5.

Механизм реализации областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия  заказчиков целевой программы

Государственным заказчиком и координатором Программы является Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, которое в ходе реализации Программы:

1) осуществляет текущее управление, обеспечивает согласованные действия по реализации Программы;

2) осуществляет мониторинг, организует ведение отчётности по Программе (ежеквартально, в течение 25 дней после окончания отчётного периода представляет в Администрацию Губернатора Свердловской области, Министерство экономики Свердловской области информацию о ходе реализации целевой программы по утверждённым формам и доклад о ходе реализации целевой программы);

3) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы, в соответствии с планом организационных мероприятий Правительства Свердловской области по реализации областной целевой программы «Развитие образование в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы;

4) реализует мероприятия, указанные в плане мероприятий по выполнению Программы, на основе государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с организациями, учреждениями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители Программы:

1) юридические и (или) физические лица, выявленные путём проведения открытых конкурсов, открытых аукционов и определённые в государственных контрактах о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, осуществляющие управление в сфере образования;

3) государственные образовательные учреждения Свердловской области.

Субсидии местным бюджетам на реализацию мероприятий Программы предоставляются в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию долгосрочных муниципальных целевых программ. Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) в рамках реализации Программы представлен в приложение № 6 к настоящей Программе.

Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы может быть досрочно прекращена решением Правительства Свердловской области по итогам рассмотрения вопроса об эффективности реализации целевой программы.

Раздел 6.

Оценка социально-экономической эффективности и экологические последствия реализации областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы

 

Реализация Программы позволит предоставить гражданам более качественные и доступные образовательные услуги в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного развития Российской Федерации для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с достижением целевых индикаторов и показателей реализации Программы. В результате реализации Программы будет обеспечено:

  1. создание комплекса информационно-методического обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на территории Свердловской области;
  2. привлечение и закрепление молодых специалистов в системе образования Свердловской области;
  3. развитие профессиональной квалификации, обуславливающей деятельность педагогов в условиях стандарта;
  4. создание системы мониторинга и оценки качества образования, позволяющей оперативно получать достоверную информацию обо всех образовательных учреждениях Свердловской области;
  5. повышение доступности образовательных услуг на территории Свердловской области за счёт использования технологий дистанционного обучения;
  6. переход на предоставление части государственных услуг в области образования в электронном виде;
  7. расширение общественного участия в управлении образованием за счет повышения открытости и прозрачности системы образования;
  8. формирование региональной системы нормативов, предполагающих разработку «типовых моделей» инфраструктуры исходя из географических, демографических, социально-экономических особенностей муниципальных образований Свердловской области;
  9. содействие развитию индустрии образования, обеспечивающей  поставку оборудования, учебно-методического и аппаратно-программного обеспечения, проектирование и строительство новых школ, соблюдение требований безопасности, внедрение энергоэффективных технологий эксплуатации и обслуживания школьных зданий и оборудования;
  10. наличие многофункциональной образовательной среды для проявления и развития индивидуальных способностей талантливых детей и молодежи на областном и муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения;
  11. наличие договоров между общеобразовательными учреждениями и вузами по целевому набору выпускников;
  12. наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с талантливыми детьми и молодёжью в области, в муниципалитете;
  13. наличие системы государственного регулирования профессионально-квалификационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в регионе на основе прогнозирования потребностей заказчиков образовательных услуг;
  14. модернизация инфраструктуры профессионального образования, ориентированной на диверсификацию востребованных образовательных услуг, обеспечивающих снижение неэффективных затрат и повышение уровня трудоустройства выпускников по присвоенным профессиональным квалификациям;
  15. наличие образовательной среды, способствующей профессиональному становлению личности в процессе освоения образовательных программ различного уровня и направленности;
  16. наличие организационно-правового обеспечения государственно-общественных механизмов управления качеством профессионального образования.

Повышение социальной эффективности реализации Программы предусматривает создание условий для улучшения качества и условий получения образовательных услуг для граждан Свердловской области за счёт развития инфраструктуры образовательных учреждений в Свердловской области. Помимо этого, реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий граждан в образовательных услугах в соответствии с современными стандартами и требованиями развития Российской Федерации.

Экологическая эффективность Программы обеспечивается путём реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды планируется за счёт обязательности прохождения инвестиционными проектами экологической экспертизы, что обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.

Эффективность реализации Программы оценивается достижением целей и результатов через систему целевых индикаторов и показателей путём:

1) сопоставления фактических и плановых целевых индикаторов и показателей по итогам реализации Программы по годам;

2) анализа динамики целевых индикаторов и показателей, а именно: изменения фактических значений целевых индикаторов и показателей по отношению к базовым значениям целевых индикаторов и показателей по итогам реализации Программы по годам (этапам).

Целевые индикаторы и показатели считаются достигнутыми, если:

1) фактическое значение по показателям, указанным в пунктах 1-10,   12-16, 18 приложения № 2 к настоящей Программе, выше или равно запланированному целевому значению;

2) фактическое значение по показателям, указанным в пунктах 11 и 17 приложения № 2 к настоящей Программе, ниже или равно запланированному целевому значению. 

Оценка результативности Программы по мероприятиям определяется на основе расчётов по следующей формуле:

, где

 – результативность каждого мероприятия Программы, характеризуемого n-м индикатором (показателем), выраженная в процентах;

 – фактическое значение индикатора (показателя), характеризующего реализацию отдельного мероприятия Программы, достигнутое за отчётный год в ходе реализации Программы;

 – плановое значение n-го индикатора (показателя), утверждённое Программой на соответствующий год;

 – номер индикатора (показателя) Программы.

Оценка результативности Программы будет произведена путём сравнения значений показателей в год окончания реализации Программы с базовыми значениями целевых показателей.

Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется на основе расчётов по следующей формуле:

, где

Е – эффективность реализации Программы, проценты;

 – фактические значения индикаторов (показателей), достигнутые в ходе реализации Программы;

– нормативные значение индикаторов (показателей), утверждённые Программой;

М  – количество индикаторов (показателей) Программы.

Степень эффективности реализации Программы оценивается в зависимости от величины значения показателя Е:

Е ≥ 1 – высокая эффективность реализации Программы.

1 > Е ≥ 0,75 – средняя эффективность реализации Программы.

Е < 0,75 – низкая эффективность реализации Программы.

Паспорт областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области «(Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы представлен в приложении № 1 к настоящей Программе.