Литература

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Количество часов по программе:

                           5 класс – всего 85 часа  в год; в неделю 2,5 часа

                        6 класс – всего 85 часов  в год; в неделю 2,5 часов

                        7 класс – всего 51 час  в год; в неделю 1,5 часа

                        8 класс – всего 51 час  в год; в неделю 1,5 часа

                        9 класс – всего 85 часов в год; в неделю 2,5 часа

Учебники:

1.   Коровина В.Я. , Журавлева В.Н. , Коровин В.И. Литература . 5 класс. Учебник в 2 ч

М. Просвещение , 2020

2.   Коровина В.Я. , Журавлева В.Н. , Коровин В.И. Литература . 6 класс. Учебник в 2 ч

М. Просвещение , 2020

3.   Коровина В.Я. , Журавлева В.Н. , Коровин В.И. Литература . 7 класс. Учебник в 2 ч

М. Просвещение , 2019

4.   Коровина В.Я. , Журавлева В.Н. , Коровин В.И. Литература . 8 класс. Учебник в 2 ч

М. Просвещение , 2018

5.   Коровина В.Я. , Журавлева В.Н. , Коровин В.И. Литература . 9 класс. Учебник в 2 ч М. Просвещение , 2019